Как Юлия Шаталова из Анапы объединила солнечных детей в «Танцующие лучики»

В сердце Цибанобалки, тихого и живописного села под Анапой, есть уникальное место, где звучит детский смех и танцуют солнечные «лучики».

В сердце Цибанобалки, тихого и живописного села под Анапой, есть уникальное место, где звучит детский смех и танцуют солнечные «лучики». Именно здесь солнечные дети демонстрируют свои творческие таланты и заводят новых друзей. И все это благодаря Юлии Шаталовой – художественному руководителю Дома культуры в Цибанобалке и просто душевно щедрому человек у, сумевшему объединить талант и любовь к детям . И в результате появилась группа социально-культурного развития для детей с ОВЗ «Танцующие лучики» .

«Сияющие улыбки, сердца, полные доброты, и талант, которому нет границ», – вот что Юлия говорит о людях, рожденных с особенностью под названием синдром Дауна. Это генетическое заболевание, при котором человек рождается с 47-ой хромосомой. Но синдром Дауна – не страшный диагноз, который загоняет тебя в безысходность. Это всего лишь еще один вариант чуда жизни, который дарует нам возможность увидеть мир по-иному.

Она никогда не думала, что станет педагогом. Юлия поступила в театральное, училась на артистку. Все остальное пришло к ней гораздо позже. Сначала был детский сад, из которого она увольнялась три раза, думала – «не моё». Потом – творчество. Хотя страсть к нему жила в ней всегда, Юлия творила для себя. Лишь со временем она начала делиться своими работами: стала раздаривать свои картины и с удивлением для себя обнаружила, что они кому-то нравятся и кому-то нужны. А потом осознала, что не может без педагогики. Со временем две любви объединились. Юлия поняла: если Бог дает талант, нельзя его прятать в себе.

Она работала заведующей ДК хутора Красный. Идея создать творческое объединение для детей с синдромом Дауна появилась внезапно – ее предложили родители малышей.

«Были сомнения – секунд пять, а потом я согласилась, — признается Юлия. — Опыт был только в том, что я работаю в детском саду музыкальным руководителем уже 12 лет (в 2019 году было меньше). Отдельно хотелось бы поблагодарить Светлану Черноух. Это мама мальчика Саши, у которого синдром Дауна и еще некоторые сопутствующие заболевания. Сама Светлана тоже борется с заболеванием, но по ней никогда не скажешь, что у нее есть какая-то проблема. Что бы с ней ни случалось, она героически выдерживает всё, по ней никогда не скажешь, что у нее что-то болит — она всегда улыбается и помогает всем».

«С любым малышом сложно: столько всего в жизни происходит, столько всего надо, столько у них забот и проблем, а здесь ещё и заболевания. И вот, она ко мне обратилась: «Юля, можешь организовать танцы для наших деток?». Я долго не думала. Я вспомнила, как всё героически происходит у неё, какая она стойкая, как справляется со всеми проблемами, и решила — почему бы нет. Она говорила: «Нас никуда не берут». Да, сейчас, на протяжении этого года и предыдущего, я вижу, что идет бум – детей с ОВЗ везде зовут, для них открывают новые двери, везде появляется «доступная среда», улучшается движение в этом направлении. Но в тот момент они, видимо, не раз к кому-то обращались и сталкивались с тем, что не было специалистов. На тот момент и у меня не было специального образования – я начала проходить курсы. Были сомнения – секунд пять, а потом я согласилась, потому что меня вдохновила эта смелая, героическая женщина. Думаю, она со всем справляется, она все может, а я что, не смогу потанцевать с детками? И вот, танцуем уже несколько лет».

Юлия предложила директору ЦКС Валентине Гуковой открыть такое формирование, и в 2019 году появилась танцевальная группа «Танцующие лучики». В хутор Красный приезжали дети со всех уголков Анапы. Сначала их было десять, а потом участников стало больше, сейчас в группе около 20 ребят разных возрастов: от 3 до 23 лет. Юлия признается, что это – основная трудность в работе:

«У нас в одной группе дети разных возрастов и, как правило, к каждому возрасту нужен свой подход. Поэтому я стараюсь на разминке больше уделять внимание малышам, то есть, для них начинать с простых каких-то движений, а дальше уже индивидуальный подход идёт к каждому возрасту. Трудности, наверное, только в восприятии каких-то сложных элементов, но малыши, как правило, быстрее почему-то запоминают сложное. В общем, девятнадцать раз повторили – на двадцатый запомнили все вместе. Обычные сложности, которые в любом творческом коллективе существуют».

В 2021 году Юлия перешла работать в Цибанобалку вместе со своими «лучиками». Помимо детей с синдромом Дауна, в группе занимаются ребята с опорно-двигательными заболеваниями, аутизмом и ментальными нарушениями.

«Когда я стою перед ними, перед сценой, моя задача – увидеть любой нюанс, любое непонятное поведение у ребенка. Вдруг ему слишком громко, вдруг он напуган. Например, у нас есть мальчик с аутизмом, он может сбиться с толку и тогда начинает метаться по сцене, искать свое место или прятаться – я быстро к нему подхожу и успокаиваю. Есть дети, которые не хотят танцевать в паре друг с другом, тогда я или родителей прошу, или быстро их меняю местами или сама с кем-то встаю танцевать, чтобы не создавать конфликтные ситуации или какой-то напряжённости среди детей. Я очень внимательно за ними слежу. Малыши, бывает, прячутся за старшими, чтобы их не видно было — я тоже этот момент увижу.

Главное в моём занятии не научить хореографии, а сделать так, чтобы во время занятий было всем комфортно, чтобы никто не плакал, чтобы никто не зажался. Одна девочка, когда у нее что-то не получается, начинает качаться, махать руками, я тут же подхожу к ней, успокаиваю, говорю: «Всё хорошо, ты всё хорошо делаешь, всё правильно, мы с тобой сейчас ещё раз повторим». К каждому — свой подход. Я смотрю во время занятия, кому нужна сейчас моя помощь. Если кто-то застеснялся, кто-то замешкался, кто-то занервничал, я всё это вижу, подхожу к нему, успокаиваю и перевожу занятие в другое русло, чтобы всем было хорошо, комфортно, и чтобы все улыбались».

«Большое спасибо хотелось бы сказать родителями этих детей — они и двигают планету! Они добиваются того, чего практически невозможно добиться. Они правда очень много работают и занимаются с детьми, можно сказать, везде: ходят на плавание, декоративно-прикладное искусство, успевают заезжать ко мне на танцы, на футбол и какие-то еще спортивные мероприятия, теперь вот и театр. Они везде-везде-везде. И видно по детям, они на моих глазах растут — с 2019 года ко мне ходят человек пять постоянных. Я вижу, как они развиваются, вижу прогресс. Например, Нина Жабская ездит на велосипеде, хотя с её заболеванием практически нет таких детей, которые самостоятельно передвигаются, ходят в магазин. Она социализированная девочка, ей будет очень легко в жизни. Сейчас она поёт, танцует и занимается всем видом творчества, который ей доступен».

Социализация – важная часть творческих занятий для детей с особенностями развития. Да, они, как и все мальчики и девочки – общаются, поют, танцуют, играют, любят. Здесь происходит все!

«На концертах они видят, что им аплодируют, что они нужны, востребованы, что нет каких-то придирчивых взглядов, каких-то необычных вопросов. Они здесь точно такие же, как и все остальные. Да, они социализируются, они находят себя, они общаются, снимают видео. Например, есть одна замечательная девочка, Амалия, она всегда включает телефон и снимает, а мальчик на той стороне смотрит. Она танцует для него. Потом они общаются в перерывах, она что-то ему рассказывает: как ей было интересно, как хорошо она время провела. Думаю, социализация — это одно из главных направлений. И, конечно, досуг разнообразный. Дети занимаются тем, что любят, и они здесь нужны, они слышат аплодисменты, видят улыбки зрителей разных возрастов, понимают, что их творчество кому-то интересно, нравится. Они очень любят участвовать в концертах».

Однако главное для детей – творческое самовыражение. Их не оторвать от занятий, на которые они с радостью ходят три раза в неделю. Дети очень любят выступать – как на местных, так и на городских праздниках. Особенно весело проходит масленица. Коллектив участвует в различных конкурсах. Отдельно отметились некоторые солисты: так, Нина Жабская победила в конкурсе в Анапе, а потом отправилась в Москву на первый международный фестиваль творчества для детей-инвалидов «В будущее без границ», где показывала восточный танец и получила почетный диплом.

«Во время занятий у нас почти нет перерывов, дети не хотят отдыхать — целый час танцуют, они не балуются, никто никуда не убегает, им нравится танцевать. Они предлагают мне танцы, которые у них самые любимые: «А «Катюшу» сегодня будем петь и танцевать?», «А «Лучики» будем танцевать?», «А «Часики» будем?». Около 30 танцев у нас в репертуаре. За одно занятие мы 12-15 успеваем повторить и какое-то время остаётся, чтобы новый материал разучить. Танцуем до упаду!

Дети очень артистичные, меня они понимают с полуслова, я вселяю в них веру в себя. Даже родители без меня пробовали репетировать танец, устали, говорят, что ничего не получается, дети зажатые и ничего не выходит. Я говорю, давайте я порепетирую с ними. Родители начали махать руками, говорить – тут не так, встаньте так, повернитесь в другую сторону. Я говорю: «Родители, сядьте, успокойтесь, не мешайте». И сказала детям: «Верьте в себя, танцуйте так, как танцует ваше сердце, как вы чувствуете. Закройте глаза, расслабьтесь, если вы что-то забудете, сочиняйте, фантазируйте, придумывайте движения на ходу. Танцуйте так, как будто здесь никого нет, танцуйте для себя. И они станцевали так хорошо, что родителей удивились, что они столько новых движений придумали. Я говорю: «Зачем вы их ограничиваете?». Вы запомнили, как надо: раз-два, три-четыре. Вы им навязываете это «раза-два, три-четыре», где-то они споткнулись, где-то они забыли — вы их только сбиваете. Я даю им свободу, не ограничиваю во время танца – они могут придумать все, что захочется. Разве это плохо? Почему хореографом должна быть только я? Они тоже могут быть творцами! Я люблю импровизации. Они знают основу, но они не нервничают, они знают, что можно станцевать по-другому, и никто их не поругает. Я им даю эту свободу раскрыть себя и не бояться – творить и фантазировать даже во время танца».

Танцевальной группой Юлия решила не ограничиваться – недавно в Алексеевке создали театр для детей с синдромом Дауна, и пригласили ее работать вместе: помогать со сценариями и режиссированием. Для этих детей хочется делать все, что только можешь! Юлия признается – эта работа многому ее научила:

«Терпение и любовь, и еще раз любовь. Не зря всё начинается с любви и вся жизнь – любовь. Это единственное, что держит ещё наш мир и нашу планету вращает. Эти дети настолько искренние… людей с синдромом Дауна почему называют «солнечными»? Потому что они улыбаются. Но не всегда они улыбаются — это такое впечатление тех, кто близко не знаком. Они страдают, они разочаровываются, очень часто приходят ко мне со своими проблемами, они тоже ранимые. И находя к ним ключик, чтобы они не плакали, а улыбались, проделываешь больше работы, чем с другими людьми. Они хрупкие очень. Учишься подбирать слова, учишься следить за собой — не только за речью, но и за своими мыслями, чтобы даже взглядом их не тронуть, не обидеть, а поддержать — это делает тебя лучше, добрее, мудрее. Я у них учусь многому, учусь любить жизнь – это, наверное, самое главное. Со временем ты начинаешь разочаровываться, но глядя на этих детей, понимаешь, что все в жизни хорошо и будет еще лучше — и только от нас зависит, какая будет у нас жизнь!».

Подготовила Юлия Баландина, фото из архива группы

Последние новости

Прокуратурой Новокубанского района поставлены на контроль результаты процессуальной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия

Установлено, что 22 января 2025 года автомобиль «Лада Priora» с двумя находящимися в нем людьми двигался по автодороге ФАД «Кавказ» Р-217 со стороны г. Кропоткина в сторону г. Армавира Новокубанского района,

Прокуратура города Горячий Ключ через судебное понуждение потребовала прекратить незаконную эксплуатацию автомоечного комплекса в границах водоохранной зоны реки Псекупс

Прокуратура города Горячий Ключ провела проверку исполнения водного законодательства при осуществлении деятельности по мойке транспортных средств, в ходе которой установлено, что в границах водоохранной зоны реки Псекупс,

Кадастровый инженер: на что обратить внимание при подборе специалиста

Нередко при работе с межевым или техническим планом допускаются ошибки. Это может стать причиной увеличения срока внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Жизнь после зависимости

Путь к восстановлению

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Биробиджане

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *