Как подготовиться к встрече Рождества Христова?

  До встречи одного из главных христианских праздников — Рождества Христова остается месяц.

 

До встречи одного из главных христианских праздников — Рождества Христова остается месяц. Как верующие люди готовятся к этому торжеству? Какую роль в этом играет предшествующий празднику Рождественский пост? Об этом нашим читателям рассказали благочинный Новокубанского благочиния Армавирской и Лабинской епархии Русской Православной Церкви кандидат философских наук протоиерей Павел Калинин и его супруга Ю.Г. Калинина:

 

В каких «обновах» встречают праздник?

 

«Рождество по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – событие бесконечно великой важности. Безначальный, всеблагий и всемогущий Творец и Царь веков, преклонив небеса, сошел на землю, бесплотный стал Плотоносцем от Пречистой неискусобрачной Девы действием Святого Духа.  

 

Итак, для нас пришел на землю Царь Предвечный. А мы, со своей стороны, что должны делать? Нужна взаимность. Если со стороны Божией такое снисхождение, такое истощение, то и от нас требуется самоотвержение. Господь всего Себя предал за нас… Приблизимся же к Нему всем существом, предадим Ему разум, сердце, волю, душу и тело», – с таким воззванием в своей рождественской проповеди обращался к христианам святой праведный Иоанн Кронштадтский.

 

Другой известный православный проповедник XIX века протоиерей Василий Нордов писал: «Хорошо нам встретить Небесного Царя в опрятной, чистой одежде, в обнове, приличной святости Его. Святая Церковь Христова учит нас, что такая одежда – это пост перед праздником Рождества Христова. Кто не постился, тот остался без обновы к празднику, в старой и, может быть, ветхой одежде.

 

 

А как одежда на нас всегда бывает не одна, то и здесь можно украсить себя еще другими обновами. Например, если мы были с кем-нибудь во вражде, а перед праздником и для праздника прекратили эту вражду и примирились – какая прекрасная обнова! Или кем-нибудь овладела пьянственная или какая-нибудь другая страсть. Вооружиться против нее и обречь себя на воздержание и трезвость не только на праздники, но и на будущее время – вот прекрасная обнова! Такие обновы приятны будут для святейшего взора грядущего к нам Сына Божия».

 

Дни перед Рождеством Христовым для всех православных христиан – это дни покаяния и исправления. Мы должны придти к великому и святому дню в любви, мире, тишине душевной, с чистой совестью. Поэтому в Православной Церкви празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, который начинается 28 ноября (по новому стилю).

 

В чем заключается «истинный пост»?

 

Установление Рождественского поста, как и самого праздника Рождества, относится к древним временам христианства, хотя упоминания о нем  сохранились в творениях отцов Церкви начиная с IV века: у святого Амвросия Медиоланского, Филастрия, блаженного Августина. В пятом веке Лев Великий писал о Рождественском посте, называя его древним установлением и придавая «ему значение жертвы за собранные плоды».

 

Симеон, архиепископ Солунский, на основании Иерусалимского устава, составленного преподобными Саввой Освященным и Иоанном Дамаскиным, говорит: «Четыредесятидневный (Рождественский) пост образует пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил закон Божий, начертанный на каменных скрижалях. Мы же, постясь четыредесять дней, приемлем Живущее Слово, не на скрижалях каменных написанное, но родившееся и воплотившееся от Девы, и приобщаемся Его Божественнейшей плоти».

 

Рождественский пост называют еще Филипповым постом, поскольку перед его началом – 27 ноября – на богослужении Церковь совершает память святого апостола Филиппа. В течение поста православные христиане по благословению священника хотя бы один раз, а лучше, если «два-три раза за пост», приступают к таинству Причастия, перед которым, начиная с 7-летнего возраста, необходимо исповедаться.

 

«Истинный пост, – учит святитель Василий Великий, – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».

 

 

 

 

Что едят в Рождественский пост?

 

Для того, чтобы в дни поста дух человека преобладал над плотью, Церковь предписывает телесные воздержания. В первую очередь, это ограничение в пище.

 

Помимо обычных постных блюд из продуктов растительного происхождения в некоторые дни Рождественского поста разрешается употреб­ление рыбы (по субботам и воскресеньям, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю); во вторник и четверг, если Церковь совершает в этот день память святого, в честь которого в Типиконе имеется указание на службу со славословием или стоит праздничный знак, а также на приходской трапезе в храмовый престольный праздник и приезд архиерея).

 

В последние дни Филиппова поста, которые называют днями предпраздненства Рождества Христова – со 2 по 6 января – устав воспрещает вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье.

 

Символы навечерия Рождества

 

В навечерие праздника Рождества Христова (6 января) православные соблюдают особо строгий пост, вкушая сочиво – вареные зерна риса или пшеницы с фруктами и медом, за что этот день обычно называется сочельником.

 

Богослужения навечерия Рождества Христова начинаются с царских часов, на которых прочитывают те части ветхозаветных пророчеств, апостольских посланий и Евангелия, которые относятся к Пришествию в мир Спасителя.

 

На вечернем богослужениив сочельник читается еще 8 отрывков из Ветхого Завета (паремий), где первый (Быт. 1: 1-13) повествует о сотворении мира, напоминая о том, что грядущий Царь Иудейский Иисус Христос есть Бог Слово и «все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин. 1: 3).

 

Второй возвещает пророчество Валаама о славе и могуществе Царства Христова.

 

Третий содержит пророчество Михея, что Христос «Господь будет царствовать отныне и до века» (Мих. 4: 7), «произойдет из Вифлеема, еже быти в Князя во Израили; и исходи Его из начала, от дней века» (Мих. 5: 1,2).

 

Четвертый словами пророка Исаии предвозвещает благодатный мир в будущем Царствии Христовом, когда «и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11: 6).

 

Пятый содержит увещание пророка Варуха держаться вероучения Господа, Который «явился на земле и обращался между людьми», как «книги заповедей Божиих и закона, пребывающего вовек» (Вар. 3: 38, 4: 1).

 

В шестом отрывке заключено пророческое видение Даниила о царстве Христовом, которое «Бог небесный воздвигнет от горы» после четырех царств: Вавилонского, Мидийско-Персидского, Македонского и Римского – и которое «будет стоять вечно» (Дан. 2: 34, 44).

 

Седьмой и восьмой отрывки – из книги пророка Исаии, который так ясно предсказывал о Христе, что богословы назвали его пророком-евангелистом.

Богослужения навечерия Рождества, если оно приходится на будний день, завершаются литургией святого Василия Великого, после которой можно вкушать пищу.  Таким образом, часть дня 6-го января у христиан проходит в полном неядении, и сочиво (или коливо, кутию), согласно русской традиции, подают с появлением на небе первой вечерней звезды.

 

 

 

Если же сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то с утра служится литургия св. Иоанна Златоуста, после которой разрешается малое вкушение пищи без растительного масла. И только вечером после вечернего богослужения «входим в трапезу, и ядим совершенно, рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено или кутию с медом».

 

Мед в сочельник православные христиане употребляют в воспоминание древнего обычая, «когда оглашенные, намереваясь креститься в праздник Рождества Христова, готовились к таинству постом и после крещения вкушали мед – символ сладости духовных даров».

У восточных православных славян сложился обычай в навечерие Рождества крестникам ходить с кутьей к крестным матерям и отцам, которые тоже готовят на этот случай гостинцы. Если крестных по какой-то причине нет в этом селе или городе, то крестники могут поздравить их родственников. 

 

Так православные христиане готовятся к Рождеству Христову. А сами события великого праздника в честь Рождества Спасителя – это уже другая история, о которой мы расскажем в дни торжества.

 

Беседовал Сергей ШЕПТУН.

Автор: Свет маяков

Последние новости

ГРАЖДАНЕ, ИМЕЮЩИЕ ТРЕХ И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ, СМОГУТ ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ВЗАМЕН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Компенсационная выплата предоставляется гражданину, состоящему на учете в качестве лица, имеющего трех и более детей, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка при условии,

О продлении приема заявлений на компенсационные выплаты многодетным!

Жители Павловского района  имеющие трех и более детей, до 14 февраля 2025 года смогут воспользоваться краевой поддержкой.

Конкурс «Спорт-это жизнь»

Спорт играет важную роль в жизнь человека, он приносит радость, здоровье и ясность ума.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Пскове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *