К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ: ГЕРОЙ, ПОБЕДИВШИЙ ТАНКИ

Станица Новоминская послала на фронт свыше трёх тысяч своих сынов и дочерей, в их числе был и будущий Герой Советского Союза Алексей Васильевич Гусько Новоминская сотня Алексею Гусько было всего семнадцать лет,

Станица Новоминская послала на фронт свыше трёх тысяч своих сынов и дочерей, в их числе был и будущий Герой Советского Союза Алексей Васильевич Гусько

Новоминская сотня

Алексею Гусько было всего семнадцать лет, но он считал, что должен быть среди защитников Родины, потому в июле 1942 года попросился добровольцем на фронт.

Он попал в часть народного ополчения. Это были казачьи кавалерийские дивизии, сформированные на средства кубанских колхозов, в порядке добровольности, без ограничения возраста, по принципу сотня из района. В сотню Новоминского района входили добровольцы из станиц Новоминской, Новодеревянковской, Копанской, а также близлежащих хуторов. Согласно архивным документам Новоминская сотня (эскадрон) насчитывала 254 человека. В ней были люди разных возрастов – от 17 до 50 лет, встречались отдельные казаки и более старших возрастов. Командовал новоминскими казаками-добровольцами Филипп Еремеевич Чернов.

Отважный артиллерист

После окончания курса в учебно-артиллеристском подразделении красноармеец Гусько воевал в 183-м артиллерийско-миномётном полку 10-й гвардейской кавалерийской дивизии 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Первую свою награду – медаль «За боевые заслуги» – получил в 1943 году за успешное подавление огневых точек противника.

Отличился наш земляк и в октябре 1944-го, когда в бою прямой наводкой подбил тяжёлый фашистский танк и две бронемашины. За это гвардии сержант, наводчик 76-миллиметрового противотанкового орудия Алексей Гусько был удостоен ордена Славы III степени.

Но, несмотря на свою бесспорную значимость, не этот подвиг принёс известность Алексею Васильевичу Гусько.

Это произошло весной 1945-го. Сбивая вражеские заслоны, а порой вступая в ожесточённые схватки, части 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, входившего в 1-ю конно-механизированную группу генерала И.А. Плиева, настойчиво продвигались на запад, освобождая города и сёла Чехословакии от фашистских поработителей.

Неравный поединок

Уже далеко в тылу остались полноводные Нитра и Ваг, позади – окутанные дымом пожарищ Нове Замки, Шураны, Галанта. В ночь на 1 апреля Кубанский корпус получил задачу стремительным броском, не ввязываясь в бои на промежуточных рубежах, ворваться в город Трнаву – опорный пункт обороны противника и важный узел дорог на подступах к Малым Карпатам – и не допустить его разрушения.

Казалось, что Трнава уже в наших руках. Бой утихал. К городу подтянулись коноводы, дымящие кухни, обозы. Одна за другой начали сниматься с позиций артиллерийские батареи. Собрав все имеющиеся силы, найдя брешь на стыке наших полков, фашистские танки пошли в контратаку. Танков, бронетранспортёров и машин с пехотой было более двух десятков. Понимая, что круг окружения вот-вот замкнётся, гитлеровцы с удвоенной силой бросились в прорыв.

Орудие, наводчиком которого был девятнадцатилетний сержант Алексей Гусько, покидало позиции последним в батарее. Только расчёт начал сводить станины и натягивать чехлы, как вдруг из-за посадки, что тянулась справа, выскочили два вражеских бронетранспортёра-разведчика. «К бою!» – скомандовал сержант и, прильнув к панораме, быстро закрутил маховики наведения. Первый же снаряд угодил в цель. Фашистская машина с чёрным крестом на борту задымилась. Но в этот момент на позиции артиллеристов обрушились вражеские снаряды. Один разорвался в нескольких метрах от орудия. Взрывной волной Гусько отбросило в сторону. Он был контужен.

– Давай, Алексей, в санчасть, – посоветовал кто-то из расчёта. – Мы без тебя отобьём фрицев.

– Нет, сейчас нельзя, – ответил сержант.

Он лёг на траву неподалёку от орудия и лёжа следил за ходом боя. Издали сквозь канонаду послышался рокочущий рёв моторов. Гусько, поднявшись на локте, увидел, как из балки прямо на позиции ползли фашистские танки. Их было шесть, два тяжёлых. К тому времени расчёт понёс большие потери: погибли другой наводчик, замковой, заряжающий, установщик, 1-й и 2-й подносчики снарядов. Остался только один человек. Танки приближались. Гусько понял: если не встретить огнём, не уничтожить, они непременно пройдут через позиции, выйдут в тыл эскадронам, а тогда – беда. Превозмогая нечеловеческую боль, он поднялся и встал к прицелу.

Алексей вступил в неравный поединок. Его 76-миллиметровое орудие, стоящее на открытой позиции, противостояло шести маневрировавшим танкам. После точной наводки Гусько удалось поджечь одного «тигра». Но враг идёт, осыпая позицию снарядами и роем пуль. Алексей дважды ранен на вылет, в животе застрял небольшой осколок. Но некогда заниматься ранами. Надо стрелять, стрелять, стрелять!

Сержант Гусько хватает очередной снаряд, заряжает пушку, наводит и стреляет в серую, замасленную броню второго «тигра». Танк сразу объяло пламя. Фашисты дрогнули, отступили… Но Алексей уже ничего этого не видел…

Отцовские слёзы

Над землёй висело яркое солнце. Степь пестрела всеми мыслимыми и немыслимыми красками цветов. Набухшие от весенних паводков реки стремительно несли свои полноводные мутные потоки к далёким морям. А по колхозному полю, равномерными шагами шёл Василий Иванович Гусько, разбрасывая вправо-влево семена. Когда он увидел почтальоншу, которая остановилась у края поля, ноги его подкосились, а сердце забилось тревожно. Мертвенно-бледный, посмотрел он на заплаканные глаза почтальонши, забрал у неё извещение, прозванное в народе похоронкой. Его мозолистые, заскорузлые руки до синевы в пальцах сжали небольшой листочек бумаги: «…Ваш сын, доблестный защитник Родины, старший сержант гвардии Алексей Гусько погиб смертью героя…».

Уткнувшись лицом во влажный пласт кубанского чернозёма, по-мужски, беззвучно рыдал отец, оплакивая погибшего сына. В этот же день над поверженным Рейхстагом в далёком Берлине сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария водрузили Красное Знамя нашей Великой Победы.

Ноха СУЛТХАНОВ,

Константин БАНДИН( "10-й канал" № 33 от 9 августа 2019 года)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года новоминчанину гвардии старшему сержанту Алексею Васильевичу Гусько посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В его честь названы улица и школа и установлен памятник в парке, носящем его имя.

1975 год. Рядом с памятником Герою Советского Союза Алексею Гусько его отец Василий Иванович Гусько и сестра Анна Васильевна.


Последние новости

Новые морские линии свяжут Египет и Россию

Стабильные поставки продовольствия из Африки на российский рынок.

Обострение конфликтов в регионе: последствия для населения

Новые эскалации насилия приводят к гуманитарному кризису.

Новые инициативы в области здравоохранения в Москве

Город внедряет программы для улучшения медицинских услуг.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Одинцово с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *