Утрата доверия за коррупционный проступок
В анонсе выпуска статьи «Утрата доверия за коррупционный проступок» я неоднократно упоминала термин «конфликт интересов», но не раскрыла его содержание,
В анонсе выпуска статьи «Утрата доверия за коррупционный проступок» я неоднократно упоминала термин «конфликт интересов», но не раскрыла его содержание, и не коснулась порядка проведения проверки в соответствии с Указом № 1065. В этом выпуске статьи мы поговорим именно об этом.
Так, конфликт интересов толкуется в рамках статьи 10 Закона № 273-ФЗ.
Состав конфликта интересов определяется не просто личной заинтересованностью, но заинтересованностью с особыми последствиями, когда невозможно надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей. Поэтому представитель нанимателя должен подтвердить указанные обстоятельства.
Для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности.
Здесь помимо Методических рекомендаций и Рекомендаций предлагаю учесть разъяснения Обзора практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 30.07.2014 года.
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности.
Методические рекомендации устанавливают критерии, по которым можно определить обладало ли должностное лицо необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями и в чем это выражается.
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Методические рекомендации содержат конкретные примеры возможности возникновения конфликта интересов, при которой образуется обязанность уведомить об этом представителя нанимателя.
Отмечу второй немаловажный нюанс. Уволить в связи с утратой доверия можно лишь в случае установления факта конфликта интересов, а не возможного конфликта интересов.
Итак, с чего же начать, если Вас уведомили о проведении в Вашем отношении проверки соблюдения требований по урегулированию конфликта интересов?
Прежде всего уведомление должно быть обличено в письменную форму, содержать разъяснение Ваших прав и быть направлено Вам не в любое время по усмотрению представителя нанимателя, а в течение двух рабочих дней со дня получения кадровой службой соответствующего указания от лица, назначившего проверку (подп. «а» п. 22 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (далее – Указа № 1065).
Также любая проверка должна иметь под собой законное основание. В данном случае основания проверки имеют исчерпывающий характер и поименованы в п. 10 Указа № 1065. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Затем, у проверки имеется строго регламентированный срок – 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, с продлением до 90 дней.
Проверка предполагает реализацию должностными лицами, проводящими проверку (как правило кадровой службы) 6 мероприятий в ходе которых устанавливается истина – событие, обстоятельства, вина.
Важно знать, что, если информация, послужившая основанием для проведения проверки не фиксирует событие совершения Вами коррупционного проступка, она лишь содержит признаки его совершения и подлежит тщательной проверке со стороны представителя нанимателя, уполномоченного проводить такого рода проверку. Ни правоохранительные органы, ни иные государственные органы, ни органы местного самоуправления и т.д. не могут подменить полномочия представителя нанимателя, которые являются исключительными.
Какими бы широкими полномочиями в рамках проведения проверки не был наделен представитель нанимателя у Вас есть 3 ключевых права:
— давать пояснения как в ходе проверки, так и по результатам проверки,
— представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения,
— просить о проведении беседы, отказать в которой Вам не могут.
Доклад о результатах проверки подытоживает проведенную проверку.
Доклад в первую очередь доводится до Вашего сведения, а уж затем доводится до сведения лица, назначившего проверку.
Это обусловлено совокупностью норм: Указ № 1065, Положения об аттестационной комиссии (которое имеется в каждом Управлении МЧС России), Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее – Указ № 821).
У Вас имеется законное право перед тем, как лицо, назначившее проверку, вынесет в порядке п. 28 Указа № 1065 решение, указать на нарушение процедуры проверки или опровергнуть результаты проведенной проверки.
На это же указывает п. 2.9 рекомендаций Департамента кадровой политики МЧС России от 02.08.2018 №4-11-1084.
Несвоевременное ознакомление государственного служащего с результатами проведенной в его отношении проверки влечет за собой лишение гарантированного законом права представить свои возражения относительно допущенных нарушений и результатов проведенной проверки. Утрата данного права невосполнима.
Немаловажным является соблюдение представителем нанимателя сроков давности наложения взыскания. Ч.5 ст.52 Закона № 141-ФЗ, ст. 193 ТК РФ, разд. 3 Рекомендаций, пп. «в» п. 1 Указа № 1065 связывают начало течения срока давности наложения взыскания с определенной датой – 3 года предшествующие поступлению информации. Например, проверка соблюдения государственным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов по информации, полученной в апреле 2020 года легитимна в пределах 3 лет предшествующих поступлению информации. Дедлайн — апрель 2017 года. Вменить в качестве коррупционного проступка действия (бездействие) совершенные в 2015-2016 годах нельзя.
И, наконец, при наложении данного вида взыскания обязательно учитываются характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений, запретов и требований, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (ч.3 ст.52 Закона № 141-ФЗ). Несоблюдение представителем нанимателя данной нормы само по себе влечет отмену приказа об увольнении в связи с утратой доверия.
Продолжение в следующем выпуске статьи.
Анастасия Перепёлкина
Последние новости
Глава Кубани Вениамин Кондратьев рассказал об учителе-участнике специальной военной операции
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края Героем проекта #ЗащитникиОтечестваКубань стал Леонид Михайлов из поселка Комсомольский Белореченского района.
Депутаты признали работу главы и администрации Новодеревянковского поселения в 2024 году удовлетворительной
Сегодня перед земляками отчитался глава Новодеревянковского сельского поселения Александр Рокотянский.
Горячая линия по вопросам изменения тарифа потребления электроэнергии
Уважаемые новороссийцы! Все ответы по новым дифференцированным тарифам потребления электроэнергии вы сможете получить на «горячей линии», которая пройдет 31 января с 12:00 до 13:00 в муниципальном центре управления.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения